"Это медвежьи услуги, а не услуги ЖКХ"
19 октября 2006 года

Сегодня власть, депутаты всех уровней, профсоюзы и представители многочисленных партий много говорят об интересах народа, но, к сожалению, мало что делается. Люди, об интересах которых на словах пекутся наши чиновники и политические лидеры, возмущены низкой зарплатой, недоступностью жилья, беспредельным повышением тарифов на коммунальные услуги, дороговизной продовольственных и промышленных товаров. Они уже не могут без конца надеяться на лучшую жизнь в будущем, видя, как определенные слои населения страны и республики живут припеваючи в настоящем, и никакие экономические и иные причины этому не мешают. Поэтому исполком нашего профсоюза считает необходимым напомнить властям о росте недовольства населения и приближении его к критической отметке. Пора власти задаться вопросами, почему люди недовольны и кто должен за это ответить?

Уже не первый год одной из болевых точек нашего общества являются тарифы ЖКХ, точнее, их безудержный рост. Если в 2003 году средняя зарплата в Татарстане выросла на 20%, то тарифы на услуги ЖКХ - на 51%. Год спустя соотношение осталось прежним: 21,6% против 55,4%. В 2005 году разница в темпах роста чуть уменьшилась: 25,6% к 42,4%. Казалось бы, на этом можно было остановиться, но и в нынешнем году тарифы на услуги ЖКХ росли быстрее зарплаты, отчего уровень жизни населения еще более понизился.

В 2003 году инфляция на потребительском рынке Татарстана составляла 12%, годом позже - 12,7%, в 2005 году - 11,6%, а один лишь первый квартал нынешнего года дал прибавку в 5,4%. По отчетным данным Росстата, среди регулируемых услуг, учитываемых при расчете индекса потребительских цен, в максимальной степени растут тарифы на услуги ЖКХ. Поэтому вопрос "какой могла бы быть инфляция, если бы тарифы на услуги ЖКХ росли меньшими темпами?" представляется риторическим. Разве можно объяснить людям экономическую обоснованность такого высокого роста тарифов, если стоимость "текущего ремонта жилых домов" возросла в 31 (!) раз, "содержание двора" - в 7,6 раза, а "канализация" - более чем в 7 раз?!

По Далю, услуга - это "действие, приносящее пользу, помощь другому, бытовые удобства, предоставляемые кому-либо". А что мы имеем сегодня? Это самые настоящие медвежьи услуги, а не услуги ЖКХ. Тарифы на них растут, но, как и раньше, никогда не дождешься ремонтников. Не видно, чтобы слесари-сантехники, электрики и другие мастера использовали в своей работе современные технологии и инструменты, облегчающие их труд и делающие его более производительным. А посмотрите на дворников: как пять и десять лет назад, для уборки мусора, перевозки песка и т. п. они используют те же самые "заброшенные" детские коляски.

На мой взгляд, чтобы услуги ЖКХ действительно стали услугами, необходим целый ряд мер. Во-первых, это законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая взаимоотношения, права, обязанности и ответственность сторон. Особо следует выделить нормы, регулирующие тарифы в зависимости от доходов граждан и видов оказываемых услуг. Во-вторых, нужна система подготовки кадров для ЖКХ, от рядового слесаря до руководителя республиканских структур ЖКХ. Это позволит повысить уровень услуг и расширит их перечень.

В-третьих, необходимо повысить роль и ответственность структурных подразделений не только за сбор денег и создать материально-техническую базу ЖКХ.

Еще один важный момент. По моему глубокому убеждению, эффективность развития этой отрасли и своевременная оплата гражданами услуг ЖКХ возможны только тогда, когда у людей есть возможность зарабатывать средства на жизнь, и в том числе на оплату коммунальных услуг. Однако сегодня в стране и республике существует чудовищная несправедливость при определении размеров заработной платы по отношению к произведенной продукции. Пока мы живем еще при "диком" рынке, большая доля ответственности за создание новых рабочих мест и более эффективное использование уже имеющихся лежит на власть имущих. Я уже не говорю про пресловутую оптимизацию численности трудовых коллективов, которая на деле не что иное, как сокращение численности работающих.

Однако в любом случае считаю, что давно уже назрела необходимость обсудить рост стоимости жилищно-коммунальных услуг на республиканской трехсторонней комиссии. От этого страдает все население Татарстана, и это не должно быть "внутренним" делом одних только работников ЖКХ. Это не те вопросы, которые можно решать келейно.

Евгений АКСЕНОВ, "Вечерняя Казань"